Стартуем в профриски!

Стартуем в профриски!

С 1 марта 2022 года вступает в силу ряд нормативных документов, «проливающих свет» на нюансы начатой нами работы по оценке профессиональных рисков:

- приказ Минтруда России от 29.10.2021 №776н «Об утверждении примерного Положения о системе управления охраной труда»;

- приказ Минтруда России от 31.01.2022 №36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».

Рассмотрим каждый документ с позиции его применения в части оценки профессиональных рисков:

Первый (приказ №776н) пришёл на смену аналогичному по сути приказу Минтруда России от 13.10.2016 №438н (утратил силу).

Состоит из трех частей:

-примерного Положения о системе управления охраной труда (в уже привычной для нас аббревиатуре – СУОТ, не путать с СОУТ!);

- примерного Перечня опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ;

- примерного Перечня работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования к организации работ и обучению работников.

Главной отличительной особенностью нового документа является то, что наряду с опасностями в приказе достаточно емко и информативно определены также и меры управления/контроля профессиональных рисков.

Сравнивая же Перечни опасностей этих документов (№438н и №776н) можно сделать вывод, что прежние «опасности» видоизменились, иерархично выстроившись в некую последовательную цепочку:

«опасности» - «опасное событие» - «меры управления/контроля профрисков».

Наряду с этим, из нового Перечня опасностей, контролируемых в рамках управления профрисками, исчез ряд прежних «опасностей», например:

- опасности, связанные с воздействием ионизирующих и неионизирующих излучений (кроме теплового);

- опасности расположения рабочих мест;

- опасности, связанные с организационными недостатками;

- опасности, связанные с дегустацией пищевых продуктов;

- опасности, связанные с воздействием растений.

Теперь о втором документе (приказ №36).

Он – законодательная новелла, созданная с целью упорядочения и синхронизации работы на её первоначальном этапе классифицирования и описания выявленных опасностей.

Помимо основной части, определяющей механизм работы в данном направлении, содержит:

- примерную Классификацию опасностей по видам деятельности;

- примерную Классификацию опасностей в зависимости от причин их возникновения

(физические, химические, биологические, эргономические, природные);

- примерный Перечень объектов возникновения опасностей

(здания и сооружения, машины и оборудование, инструменты и приспособления, сырье и материалы, территория, биологические объекты, в том числе – люди).

Обращаем Ваше внимание на то, что примененное в документах прилагательное «примерное/примерный» отсылает нас к некой вариативности реализации на практике указанных документов, что ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Сопоставляя приказы №776н и №36 необходимо учитывать их различное целеполагание:

приказом №36 выстроена так называемая общая концепция, определяющая критерии классификации опасностей по характерным признакам,

В ТО ВРЕМЯ КАК

приказом №776н определен Перечень опасностей в непосредственной привязке к возможному событию, приводящему к риску и мерам управления, направленным на минимизацию этого риска.

Таким образом, делаем вывод о том, что эти два документа должны «работать» в тандеме, дополняя друг друга. Как же они будут «вести себя» в процессе реализации, покажет время…

На сегодня – все! До новых публикаций! Всегда рады Вашим комментариям!

Соболева Маргарита,

исполнительный директор ООО «Центр экспертизы условий труда»