Наши специалисты перезвонят Вам в ближайшее время.
Будем рады Вашему звонку
Стартуем в профриски!
С 1 марта 2022 года вступает в силу ряд нормативных документов, «проливающих свет» на нюансы начатой нами работы по оценке профессиональных рисков:
- приказ Минтруда России от 29.10.2021 №776н «Об утверждении примерного Положения о системе управления охраной труда»;
- приказ Минтруда России от 31.01.2022 №36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».
Рассмотрим каждый документ с позиции его применения в части оценки профессиональных рисков:
Первый (приказ №776н) пришёл на смену аналогичному по сути приказу Минтруда России от 13.10.2016 №438н (утратил силу).
Состоит из трех частей:
-примерного Положения о системе управления охраной труда (в уже привычной для нас аббревиатуре – СУОТ, не путать с СОУТ!);
- примерного Перечня опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ;
- примерного Перечня работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования к организации работ и обучению работников.
Главной отличительной особенностью нового документа является то, что наряду с опасностями в приказе достаточно емко и информативно определены также и меры управления/контроля профессиональных рисков.
Сравнивая же Перечни опасностей этих документов (№438н и №776н) можно сделать вывод, что прежние «опасности» видоизменились, иерархично выстроившись в некую последовательную цепочку:
«опасности» - «опасное событие» - «меры управления/контроля профрисков».
Наряду с этим, из нового Перечня опасностей, контролируемых в рамках управления профрисками, исчез ряд прежних «опасностей», например:
- опасности, связанные с воздействием ионизирующих и неионизирующих излучений (кроме теплового);
- опасности расположения рабочих мест;
- опасности, связанные с организационными недостатками;
- опасности, связанные с дегустацией пищевых продуктов;
- опасности, связанные с воздействием растений.
Теперь о втором документе (приказ №36).
Он – законодательная новелла, созданная с целью упорядочения и синхронизации работы на её первоначальном этапе классифицирования и описания выявленных опасностей.
Помимо основной части, определяющей механизм работы в данном направлении, содержит:
- примерную Классификацию опасностей по видам деятельности;
- примерную Классификацию опасностей в зависимости от причин их возникновения
(физические, химические, биологические, эргономические, природные);
- примерный Перечень объектов возникновения опасностей
(здания и сооружения, машины и оборудование, инструменты и приспособления, сырье и материалы, территория, биологические объекты, в том числе – люди).
Обращаем Ваше внимание на то, что примененное в документах прилагательное «примерное/примерный» отсылает нас к некой вариативности реализации на практике указанных документов, что ОЧЕНЬ ВАЖНО!
Сопоставляя приказы №776н и №36 необходимо учитывать их различное целеполагание:
приказом №36 выстроена так называемая общая концепция, определяющая критерии классификации опасностей по характерным признакам,
В ТО ВРЕМЯ КАК
приказом №776н определен Перечень опасностей в непосредственной привязке к возможному событию, приводящему к риску и мерам управления, направленным на минимизацию этого риска.
Таким образом, делаем вывод о том, что эти два документа должны «работать» в тандеме, дополняя друг друга. Как же они будут «вести себя» в процессе реализации, покажет время…
На сегодня – все! До новых публикаций! Всегда рады Вашим комментариям!
Соболева Маргарита,
исполнительный директор ООО «Центр экспертизы условий труда»
Иркутская область, г. Ангаpск квартал 252, строение 21
Copyright © 2012