Наши специалисты перезвонят Вам в ближайшее время.
Будем рады Вашему звонку
Каковы риски не оценить профриски? Разбираемся в деталях (дубль II, год 2023)
Начнем с «головы» вопроса – законодательная основа.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которыми за работодателем закрепляется обязанность по:
УПРАВЛЕНИЮ ПРОФРИСКАМИ на рабочих местах своей организации (ст.218);
УВЕДОМЛЕНИЮ работников о существующих на их рабочих местах профрисках и об их уровнях (ст.216.2) посредством внесения изменений в трудовые договоры работников.
ВАЖНО!!! Опасности, выявленные в процессе оценки рисков в обязательном порядке должны быть отражены в ИНСТРУКЦИЯХ по охране труда для различных должностей/профессий, а также видов работ.
Только после того, как работник ПОД РОСПИСЬ ознакомится с опасностями и рисками, характерными для выполняемых им работ (в карте оценки профрисков и инструкциях по ОТ), можно говорить о том, чтоработодатель минимизировал административные риски, связанные с неисполнением норм трудового права в этой области.
Далее – роль управления профрисками в системе управления охраной труда (далее – СУОТ).
В соответствии со ст.209 ТК РФ «управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ...».
В свою очередь, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ (ст.214 ТК РФ).
Необходимо отметить,чтоРоструд признает управление профрисками базовой процедурой в СУОТ (п.9.4 приказа Роструда от 21.03.2019 №77).
Следовательно,создание СУОТ в организации необходимо начинать с управления профрисками, как со стартовой составляющей этого процесса.
Теперь настала пора разобраться в понятиях:УПРАВЛЕНИЕ и ОЦЕНКА профессиональных рисков.
Первое: надо понимать, что ОЦЕНКА профрисков – это начальный, но далеко не единственный этап УПРАВЛЕНИЯ ими!
Если кратко, то УПРАВЛЕНИЕ рисками включает в себя следующее:
- создание комиссии по оценке рисков;
- идентификацию опасностей;
- выбор методики оценки рисков;
- собственно ОЦЕНКУ рисков с отнесением их к определенным уровням;
- оформление документов;
- ознакомление работников с рисками, существующими на их рабочих местах, а также об их уровнях;
- внесение дополнений в инструкции по охране труда работников в части указания опасностей, присущих для выполнения тех или иных видов работ;
- реализацию плана мероприятий по минимизации опасностей (рисков);
- регулярный внутренний аудит деятельности организации по УПРАВЛЕНИЮ рисками.
Понимая истинную роль и ценность внутреннего аудита, как мероприятия, исключающего стагнацию единожды проведенной работы по оценке профрисков (на сегодняшний день периодичность оценки профрисков законодательно не установлена), экспертами нашей организации разработан и предоставляется в качестве бонусной программыв дополнение к материалам оценки рисков ряд документов (Положение о проведении внутреннего аудита, приказ о назначении аудитора), введение в действие которых позволит организации САМОСТОЯТЕЛЬНО осуществлять анализ существующих опасностей, контролировать риски, своевременно выявлять новые опасности и т.д.
Исключительно такой алгоритм действий:
оценка рисков – ознакомление работников с опасностями
– реализация плана мероприятий – регулярный внутренний аудит
может трактоваться, как УПРАВЛЕНИЕ профрисками в организации (требование ТК РФ).
Кроме того, процедура управления рисками должна быть грамотно интегрирована в СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА, заняв в ней свою «секторную» нишу.
Второе: оценка рисков – работа, прежде всего, коллегиальная и комплексная!
Задача комиссии не должна сводиться к формальному «одобрению» документа.
Все опасности, присвоенные уровни рисков, разработанные мероприятия должны, так сказать, «отображать действительность», быть живым «подтверждением реальности» конкретно Вашей организации, с присущими ей особенностями и нюансами;
Третье: при проведении оценки рисков их необходимо классифицировать по видам и определять степень вероятности возникновения (наступления события), остановив свой выбор на одной из многочисленных методик (только в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230.5-2018 их – 15, не говоря о так называемых «комбинированных»);
Четвертое: эта работа новая для нашей страны и для нас с Вами, что, бесспорно, является «отягчающим» обстоятельством. В первую очередь потому, что «сыро», начиная с нормативной базы и заканчивая принципиальным пониманием этого процесса сторонами, в нем участвующих: работодатель, члены комиссии, работники, и, опосредованно, надзорные органы.
Следующий вопрос: легитимность проведения ОЦЕНКИ профрисков.
Оценить профриски можно как САМОСТОЯТЕЛЬНО (как правило, силами специалиста по охране труда), так и обратившись в СТОРОННЮЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.
На сегодняшний день требований к организациям (или ИП), оказывающим услуги в данной сфере, НЕ установлено, следовательно, Вы вольны выбирать себе делового партнера по собственным критериям.
Однако обращаем Ваше внимание на то, что при расследовании произошедшего с работником несчастного случая, принципиально важным моментом в работе комиссии будет являться наличие/отсутствие в карте оценки риска опасности, послужившей причиной конкретного несчастного случая.
Соответственно, специалист (эксперт), выполняющий работу в принципиально новой (в силу объективных обстоятельств) для себя сфере - оценке профрисков, должен, что называется, «наперёд» представлять объективную картину вероятностей возникновения той или иной опасности применительно к каждому рабочему месту, с тем, чтобы включить в карту оценки рисков исключительно «нужные», пренебрегая излишними, маловероятными.
Учитывая изложенное, при выборе организации - делового партнера, предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать организациям:
- «наработавшим» за это время опыт работы по оценке профрисков, что может быть подтверждено Уставом (посредством указания в нём соответствующего вида деятельности), отзывами заказчиков и др.;
- специалисты которых имеют опыт работы в сфере проведения специальной оценки условий труда, как ближайшего к оценке профрисков направления деятельности;
- оказывающим услуги в области охраны труда и имеющих соответствующее уведомление, оформленное Минтрудом России.
Далее – допустима ли оценка профрисков в несколько этапов?
Единые требования проведения этой работы отсутствуют (к сожалению, это реалии сегодняшнего дня и с ними приходится считаться!). Поэтому логично исходить из вечного правила - что законодательно не запрещено, то, стало быть, разрешено.
НО! При дроблении этой работы на временные промежутки (этапы) возникают некоторые проблемы:
правовое и информационное неравенство работников (наличие/отсутствие информации о существующих рисках в трудовых договорах, инструкциях по охране труда);
«усеченный» план мероприятий, направленных на минимизацию/исключение профрисков на рабочих местах;
риск возникновения несчастного случая на производстве с работником, рабочее место которого не оценено на предмет уровня профрисков.
Исходя из этого, предпочтительным является проведение оценки профрисков всех рабочих мест организации, тем более, что только в этом случае можно говорить о реализации требований ТК РФ в части обеспечения законных прав и гарантий работников.
Посыл в недалёкое будущее: каким образом будет решаться вопрос о выдаче СИЗ по новому Порядку?
С 1 сентября 2023 года вступают в силу два нормативных акта:
Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами (приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 №766н);
Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 №767н).
Эти документы революционизируют устоявшуюся систему обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, трансформируя так называемый «списочный» подход в «комплексный», т.е. учитывающий ВРЕДНЫЕ (по результатам СОУТ) и ОПАСНЫЕ (по результатам оценки профрисков) факторы на рабочих местах.
Таким образом, работодатель ОБЯЗАН разработать на основании Единых типовых норм (№767н) с учетом результатов СОУТ и оценки профрисков:
локальный нормативный акт, предусматривающий Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств;
Порядок обеспечения СИЗ работников;
обеспечить информирование работников о полагающихся СИЗ и смывающих средствах.
Необходимо отметить, что Правилами предусмотрен «переходный» период, дающий работодателю право осуществлять обеспечение СИЗ на основании «старых» Типовых норм в период до 31 декабря 2024 года, НО при соблюдении условий, указанных выше.
Практика показывает, что при назначении СИЗ работникам по новому Порядку, «рулят процессом», в основном, ОПАСНОСТИ, выявленные по результатам оценки профрисков, что вполне встраивается в современную логическую законодательную цепочку.
И наконец, о расследовании несчастных случаев на производстве:
С 1 сентября 2022 года вступило в силу Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утвержденное приказом Минтруда РФ от 20 апреля 2022 №223н.
В соответствии с указанным документом, форма акта о несчастном случае на производстве дополненастроками:
сведения о проведенной оценке профрисков и дата ознакомления работника с картой оценки рисков;
опасные и (или) вредные производственные факторы;
оборудование, использование которого привело к несчастному случаю.
Таким образом, в случае проведения оценки профрисков, акт несчастного случая, произошедшего с работником, будет содержать в себе информацию об опасностях, которые привели к травмированию, а такжефакт ознакомления с ними работника, что является принципиальным моментом для работодателя.
ПОДВОДИМ ИТОГИ:
Оценка профрисков – отдельная административная процедура, оценивающая факторы ОПАСНОСТИ на рабочих местах, НЕ заменяющая СОУТ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ с 1 марта 2022 года!
Результаты оценки необходимы:
для обеспечения законных прав и гарантий работников,
для решения вопросов выдачи работников СИЗ и смывающих средств,
при решении отдельных вопросов обучения работников (в частности работы на высоте),
при реализации мероприятий по минимизации и исключению опасностей;
при расследовании несчастных случаев на производстве.
Эксперты нашей организации всегда к Вашим услугам! Обращайтесь!
С уважением, Соболева Маргарита,
исполнительный директор ООО «Центр экспертизы условий труда»
8 914 000 14 46
Иркутская область, г. Ангаpск квартал 252, строение 21
Copyright © 2012