Каковы риски не оценить профриски? Разбираемся в деталях!

Каковы риски не оценить профриски? Разбираемся в деталях (дубль II, год 2023)

Начнем с «головы» вопроса – законодательная основа.

С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которыми за работодателем закрепляется обязанность по:

УПРАВЛЕНИЮ ПРОФРИСКАМИ на рабочих местах своей организации (ст.218);

УВЕДОМЛЕНИЮ работников о существующих на их рабочих местах профрисках и об их уровнях (ст.216.2) посредством внесения изменений в трудовые договоры работников.

ВАЖНО!!! Опасности, выявленные в процессе оценки рисков в обязательном порядке должны быть отражены в ИНСТРУКЦИЯХ по охране труда для различных должностей/профессий, а также видов работ.

Только после того, как работник ПОД РОСПИСЬ ознакомится с опасностями и рисками, характерными для выполняемых им работ (в карте оценки профрисков и инструкциях по ОТ), можно говорить о том, чтоработодатель минимизировал административные риски, связанные с неисполнением норм трудового права в этой области.

Далее – роль управления профрисками в системе управления охраной труда (далее – СУОТ).

В соответствии со ст.209 ТК РФ «управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ...».

В свою очередь, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ (ст.214 ТК РФ).

Необходимо отметить,чтоРоструд признает управление профрисками базовой процедурой в СУОТ (п.9.4 приказа Роструда от 21.03.2019 №77).

Следовательно,создание СУОТ в организации необходимо начинать с управления профрисками, как со стартовой составляющей этого процесса.

Теперь настала пора разобраться в понятиях:УПРАВЛЕНИЕ и ОЦЕНКА профессиональных рисков.

Первое: надо понимать, что ОЦЕНКА профрисков – это начальный, но далеко не единственный этап УПРАВЛЕНИЯ ими!

Если кратко, то УПРАВЛЕНИЕ рисками включает в себя следующее:

- создание комиссии по оценке рисков;

- идентификацию опасностей;

- выбор методики оценки рисков;

- собственно ОЦЕНКУ рисков с отнесением их к определенным уровням;

- оформление документов;

- ознакомление работников с рисками, существующими на их рабочих местах, а также об их уровнях;

- внесение дополнений в инструкции по охране труда работников в части указания опасностей, присущих для выполнения тех или иных видов работ;

- реализацию плана мероприятий по минимизации опасностей (рисков);

- регулярный внутренний аудит деятельности организации по УПРАВЛЕНИЮ рисками.

Понимая истинную роль и ценность внутреннего аудита, как мероприятия, исключающего стагнацию единожды проведенной работы по оценке профрисков (на сегодняшний день периодичность оценки профрисков законодательно не установлена), экспертами нашей организации разработан и предоставляется в качестве бонусной программыв дополнение к материалам оценки рисков ряд документов (Положение о проведении внутреннего аудита, приказ о назначении аудитора), введение в действие которых позволит организации САМОСТОЯТЕЛЬНО осуществлять анализ существующих опасностей, контролировать риски, своевременно выявлять новые опасности и т.д.

Исключительно такой алгоритм действий:

оценка рисков – ознакомление работников с опасностями

реализация плана мероприятий – регулярный внутренний аудит

может трактоваться, как УПРАВЛЕНИЕ профрисками в организации (требование ТК РФ).

Кроме того, процедура управления рисками должна быть грамотно интегрирована в СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА, заняв в ней свою «секторную» нишу.

Второе: оценка рисков – работа, прежде всего, коллегиальная и комплексная!

Задача комиссии не должна сводиться к формальному «одобрению» документа.

Все опасности, присвоенные уровни рисков, разработанные мероприятия должны, так сказать, «отображать действительность», быть живым «подтверждением реальности» конкретно Вашей организации, с присущими ей особенностями и нюансами;

Третье: при проведении оценки рисков их необходимо классифицировать по видам и определять степень вероятности возникновения (наступления события), остановив свой выбор на одной из многочисленных методик (только в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230.5-2018 их – 15, не говоря о так называемых «комбинированных»);

Четвертое: эта работа новая для нашей страны и для нас с Вами, что, бесспорно, является «отягчающим» обстоятельством. В первую очередь потому, что «сыро», начиная с нормативной базы и заканчивая принципиальным пониманием этого процесса сторонами, в нем участвующих: работодатель, члены комиссии, работники, и, опосредованно, надзорные органы.

Следующий вопрос: легитимность проведения ОЦЕНКИ профрисков.

Оценить профриски можно как САМОСТОЯТЕЛЬНО (как правило, силами специалиста по охране труда), так и обратившись в СТОРОННЮЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.

На сегодняшний день требований к организациям (или ИП), оказывающим услуги в данной сфере, НЕ установлено, следовательно, Вы вольны выбирать себе делового партнера по собственным критериям.

Однако обращаем Ваше внимание на то, что при расследовании произошедшего с работником несчастного случая, принципиально важным моментом в работе комиссии будет являться наличие/отсутствие в карте оценки риска опасности, послужившей причиной конкретного несчастного случая.

Соответственно, специалист (эксперт), выполняющий работу в принципиально новой (в силу объективных обстоятельств) для себя сфере - оценке профрисков, должен, что называется, «наперёд» представлять объективную картину вероятностей возникновения той или иной опасности применительно к каждому рабочему месту, с тем, чтобы включить в карту оценки рисков исключительно «нужные», пренебрегая излишними, маловероятными.

Учитывая изложенное, при выборе организации - делового партнера, предпочтение, на наш взгляд, следует отдавать организациям:

- «наработавшим» за это время опыт работы по оценке профрисков, что может быть подтверждено Уставом (посредством указания в нём соответствующего вида деятельности), отзывами заказчиков и др.;

- специалисты которых имеют опыт работы в сфере проведения специальной оценки условий труда, как ближайшего к оценке профрисков направления деятельности;

- оказывающим услуги в области охраны труда и имеющих соответствующее уведомление, оформленное Минтрудом России.

Далее – допустима ли оценка профрисков в несколько этапов?

Единые требования проведения этой работы отсутствуют (к сожалению, это реалии сегодняшнего дня и с ними приходится считаться!). Поэтому логично исходить из вечного правила - что законодательно не запрещено, то, стало быть, разрешено.

НО! При дроблении этой работы на временные промежутки (этапы) возникают некоторые проблемы:

правовое и информационное неравенство работников (наличие/отсутствие информации о существующих рисках в трудовых договорах, инструкциях по охране труда);

«усеченный» план мероприятий, направленных на минимизацию/исключение профрисков на рабочих местах;

риск возникновения несчастного случая на производстве с работником, рабочее место которого не оценено на предмет уровня профрисков.

Исходя из этого, предпочтительным является проведение оценки профрисков всех рабочих мест организации, тем более, что только в этом случае можно говорить о реализации требований ТК РФ в части обеспечения законных прав и гарантий работников.

Посыл в недалёкое будущее: каким образом будет решаться вопрос о выдаче СИЗ по новому Порядку?

С 1 сентября 2023 года вступают в силу два нормативных акта:

Правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами (приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 №766н);

Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 №767н).

Эти документы революционизируют устоявшуюся систему обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, трансформируя так называемый «списочный» подход в «комплексный», т.е. учитывающий ВРЕДНЫЕ (по результатам СОУТ) и ОПАСНЫЕ (по результатам оценки профрисков) факторы на рабочих местах.

Таким образом, работодатель ОБЯЗАН разработать на основании Единых типовых норм (№767н) с учетом результатов СОУТ и оценки профрисков:

локальный нормативный акт, предусматривающий Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств;

Порядок обеспечения СИЗ работников;

обеспечить информирование работников о полагающихся СИЗ и смывающих средствах.

Необходимо отметить, что Правилами предусмотрен «переходный» период, дающий работодателю право осуществлять обеспечение СИЗ на основании «старых» Типовых норм в период до 31 декабря 2024 года, НО при соблюдении условий, указанных выше.

Практика показывает, что при назначении СИЗ работникам по новому Порядку, «рулят процессом», в основном, ОПАСНОСТИ, выявленные по результатам оценки профрисков, что вполне встраивается в современную логическую законодательную цепочку.

И наконец, о расследовании несчастных случаев на производстве:

С 1 сентября 2022 года вступило в силу Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утвержденное приказом Минтруда РФ от 20 апреля 2022 №223н.

В соответствии с указанным документом, форма акта о несчастном случае на производстве дополненастроками:

сведения о проведенной оценке профрисков и дата ознакомления работника с картой оценки рисков;

опасные и (или) вредные производственные факторы;

оборудование, использование которого привело к несчастному случаю.

Таким образом, в случае проведения оценки профрисков, акт несчастного случая, произошедшего с работником, будет содержать в себе информацию об опасностях, которые привели к травмированию, а такжефакт ознакомления с ними работника, что является принципиальным моментом для работодателя.

ПОДВОДИМ ИТОГИ:

Оценка профрисков – отдельная административная процедура, оценивающая факторы ОПАСНОСТИ на рабочих местах, НЕ заменяющая СОУТ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ с 1 марта 2022 года!

Результаты оценки необходимы:

для обеспечения законных прав и гарантий работников,

для решения вопросов выдачи работников СИЗ и смывающих средств,

при решении отдельных вопросов обучения работников (в частности работы на высоте),

при реализации мероприятий по минимизации и исключению опасностей;

при расследовании несчастных случаев на производстве.

Эксперты нашей организации всегда к Вашим услугам! Обращайтесь!

С уважением, Соболева Маргарита,

исполнительный директор ООО «Центр экспертизы условий труда»

8 914 000 14 46